Статьи Африка
2024-12-25 23:58

Африка. Племя Химба

Химба — секрет красной кожи

Одно из самых необычных племен, которое запоминается туристам в Намибии. Химба — хранители древних обычаев и культуры с уникальными традициями.

История племени Химба

Химба — это племя-ответвление от гереро, которые пересекли реку Кунене и пришли из Анголы в Намибию в середине 16 века. Они поселились в Каоковельде, северо-западной части Намибии, и вели полукочевой, пастушеский образ жизни.
Выбранный район не понравился гереро из-за сильных засух и других бедствий. Из-за этого большие группы покинули Каоковельд, чтобы найти места, более пригодные для жизни и пастбищ.
[фото из тура]
В 19 веке на оставшихся гереро начали нападать нама — они побеждали в схватках из-за разрозненности поселений и лучшей подготовленности. В результате за 20 лет химба потеряли большую часть скота.
Когда терпение иссякло, оставшиеся гереро бежали обратно через реку Кунене в Анголу и нашли убежище у нгамбва, которые помогли беженцам. Они называли гостей «овахимба», что с их языка переводится как «нищий». Со временем гереро переняли это название, но устоялась укороченная версия — химба.

Социальный строй и обряды

Химба живут в усадьбах большими семьями. В племени по-прежнему практикуют полигамию, но обычно у мужчины не больше двух жен.
[фото из тура]
У каждой жены есть своя хижина. Мужа обычно выбирают отцы, когда дочь достигает половой зрелости. Однако, известны случаи, когда обручают даже младенцев с взрослыми мужчинами. Но брак заключается только после взросления девушки.
Иерархия химба состоит из материнских и отцовских кланов. Из-за этого образовалась сложная система наследования, в которой богатства передаются по материнской линии — от дяди племяннику, а социальный статус — по отцовской линии.
Традиционный обычный химба — выбивание четырех нижних резцов у детей в возрасте от 10 до 12 лет. Это имеет большое социальное и религиозное значение в жизни племени.
[фото из тура]
Также проводятся отдельные обряды инициации для мальчиков и девочек. Мальчики обрезаются, а девочки покидают усадьбу во время первой менархе — позже они возвращаются в компании опытных женщин и празднуют завершение инициации в кругу друзей.

Внешний вид

Представителей химба можно узнать по красноватому оттенку кожи у женщин и некоторых мужчин. По традициям народа это характеризует цвет земли, на которой они живут, и совпадает с оттенком крови — сущности жизни.
[фото из тура]
У необычного цвета есть обычное объяснение. Химба наносят на кожу пасту из молочного жира и пигмента охры. Ее используют не только в эстетических, но и в практических целях: паста защищает от палящего солнца, увлажняет кожу, препятствует укусам насекомых и ограничивает рост волос.
У химба минимум одежды, в том числе у женщин. Обычно гардероб ограничен простой юбкой из телячьей кожи и иногда сандалиями, сделанными из старых автомобильных покрышек.

Хозяйство и быт

В деревнях химба разводят домашний скот — коз, курдючных овец и иногда крупный рогатый скот. Животные дают молоко и мясо, которое готовят с кукурузой и просом, выращенными на неорошаемых землях. Также в рацион племени входят куриные яйца, дикие травы и мед.
[фото из тура]
Внутри поселения быт держится на женщинах. Они носят воду, покрывают деревянные дома глиняной штукатуркой из красной почвы и коровьего навоза, собирают дрова, ухаживают за растениями и животными, готовят еду и воспитывают детей.
Несмотря на высокую загруженность, у женщин остается время на изготовление украшений и одежды. Дело не ограничивается парой аксессуаров — у некоторых вес украшений достигает 40 кг. Обычно они носят бусинные ожерелья из скорлупы страусиных яиц, железные браслеты и многое другое.

Религия

Химба — монотеистический народ, который поклоняется богу Мукуру. Также сохраняется вера в духов предков. Считается, что они получили сверхъестественные качества от Мукуру и могут влиять на жизнь живых. Духи предков — представители Мукуру, через которых члены племени могут общаться с богом.
[фото из тура]
Место, где происходят религиозные разговоры — священный огонь (окуруво), который поддерживает хранитель огня. Он должен всегда тлеть, чтобы не нарушалась связь между предками и живыми. У каждой семьи есть священный огонь, который находится посередине между главной хижиной хозяйства и домом семейства (краалем).

Как Химба взаимодействуют с современным миром?

Химба — сильный и упорный народ, который адаптировался к суровому климату и многолетним засухам. А в 1904-1908 годах они пережили расовое истребление, которым занималась Германская империя, нама и сан (бушмены).
[фото из тура]
Их описывают как изолированное общество, но на самом деле многие химба стремятся к современности и прогрессу. Сейчас племя находится в переходном состоянии, поэтому их культура не является статичной и однородной. Многие традиционные аспекты сохраняются, но изменяются у молодежи после переезда в города.
Большинство Химба отправляются в Опуво — ближайший город к их местам обитания, а по совместительству — столица региона Кунене. Здесь есть школы, магазины, заправки и многое другое — первое, с чем сталкиваются представители племени.
Немногие возвращаются в деревни, так как не хотят изолироваться от современного общества. Молодым химба нравится городская культура и соседство с другими этническими группами. Они с радостью ходят в супермаркет, пробуют современную еду и пользуются преимуществами медицины.
[фото из тура]
При этом химба умело сочетают сохранение древних традиций и интеграцию в современное общество. Для защиты своих интересов и культуры они сотрудничают с общественными организациями. Например, это помогло противостоять строительству новой плотины гидроэлектростанции, которая затопила бы их исконные земли.

Почему Химба переезжают в города?

Одна из причин миграции химба — продолжительные засухи и эпидемии, из-за которых погибает большая часть рогатого скота. А животные — основа их жизни и быта, без которой они не смогут долго продержаться в суровом пустынном климате.
[фото из тура]
Перебираясь в города, химба создают новые хозяйства. Например, открывают сады для выращивания различных культур. Некоторые настолько преуспевают, чтобы быстро адаптируются к современному ритму и обретают все необходимое для комфортной жизни.
Однако, везет далеко не всем. Многие химба, даже образованные, не могут найти работу в городах. Кто-то выживает за счет пособий и пенсионных программ, но молодежь все чаще скатывается в пьянство и преступность. Это считают одной из главных угроз сохранения идентичности химба.