Река Замбези — самый экстремальный сплав в мире
Никакая бурная вода не сравнится с Замбези. Это самый захватывающий, электризующий и полный адреналина рафтинг в мире.

Река Замбези и рафтинг
Замбези — это четвертая по длине река в Африке протяженностью 3500 км. Она начинается в горах Калени в Замбии, проходит через южно-центральные части Африки, пересекая или гранича с Анголой, Намибией, Ботсваной, Зимбабве и Мозамбиком, а затем впадает в Мозамбикский пролив.

Рафтинг по реке Замбези — один из самых популярных в мире. С 1981 года ежегодно сюда приезжают десятки тысяч туристов, чтобы зарядиться адреналином, насладиться природными пейзажами и стать единым целым с природой.


Река Замбези относится к пятой категории сложности (наивысшей), что характеризуется затяжными, сложными и бурными порогами. Нужно подготовиться к сложностям и осознавать риски для здоровья.

Но за 40 лет маршрут отработан до идеала, инструкторы знают каждый метр реки, поэтому несчастные случаи происходят редко.

Как происходит рафтинг по реке Замбези?
Начало
Рафтинг начинается с инструктажа до спуска на воду. Туристам рассказывают о сплаве, правилах поведения и безопасности, соблюдение которых защитит от травм.

Сплав проходит в ущелье Батока, поэтому до воды придется проделать небольшой путь. Поход занимает 20-30 минут и начинает проверять вас на прочность. Это непростой участок, который потребует выносливости и крепкой обуви для преодоления окаменелых участков.

Рафтинг по Замбези — командное мероприятие, необходимо взаимодействовать с членами команды. Вы будете помогать друг другу проходить сложные пороги, выходить из воды и справляться с другими сложностями.

Сплав
Маршрут зависит от сезона. В сезон низкой воды с августа по декабрь сплав начинается в Boiling Pot (Кипящий котел) у подножия водопада Виктория. Когда уровень воды поднимается — с января по апрель, отправная точка находится в 10 км вниз по течению.

Стандартный маршрут по реке Замбези после Кипящего котла:

Порог № 1 — Стена. После Кипящего котла вода врезается в стену и образует подушкообразную волну. Если хотя бы чуть-чуть отпустить оптимальный угол, случится первый переворот.
Порог № 2 — Между двумя мирами. Порог так называют, потому что русло проходит под мостом к водопаду Виктория, разделяющим два государства.
Порог № 4 — Тревожный звоночек. Подводит к первому обрыву — настоящему испытанию для туристов.
Порог № 5 — Лестница в небеса. Один из крупнейших обрывов в категории коммерческого рафтинга. За короткий отрезок в 15 метров вы снижаетесь на 9 метров за несколько секунд.
Порог № 6 — Унитаз дьявола. При более высокой воде узкое сужение реки создает большой водоворот. В сухой сезон образуются две дерзкие волны, для их прохождения придется приложить усилия.
Порог № 7 — Путешествие Гулливера. Один из самых сложных порогов пятой категории.
Порог № 8 — Полуночная закусочная. Несколько линий для спуска, отличающихся по сложности.
Порог № 9 — Коммерческий суицид. Сложнейший порог, который не преодолевают во время коммерческого рафтинга. Его огибают стороной или проходят на байдарках.
Порог № 10 — Скрежещущие челюсти смерти. Несколько небольших волн подряд, обычно не вызывают сложностей.
Порог № 11 — Пожиратель грузовиков. Еще один порог, который меняется в разные сезоны: при низкой воде крутой обрыв с ужасной ямой и бурлящими потоками, при высокой воде — волна для тюбинга.
Пороги № 12А, Б и В — Три уродливые сестры. Отрезок протяженностью около километра с бурной водой и перепадами высоты.
Порог № 13 — Мать. Скопление волн разной величины, один из самых интересных отрезков рафтинга.
Порог № 15 — Стиральная машина. При низкой воде в середине порога образуется циркулирующий поток воды, который принято обходить по правой стороне.
Пороги № 16А и 16Б — Терминатор I и II. Два порога объединяются и создают крупный волновой поезд, на котором туристы часто переворачиваются.
Порог № 17 — Двойная проблема. Два больших отверстия посередине реки, которые проходят при среднем и высоком течении. В сухой сезон обходят по краям.
Порог № 18 — Забвение. Один из самых ярких и сложных участков. Посередине реки образуется крупное отверстие, пройти которое решаются только смельчаки.
Закрытый сезон. Раньше не имел номера, но иногда назывался порогом № 26. Относительно простой участок, которым пользуются для отдыха.
Открытый сезон. Порог пятой категории сложности с обрывом и сильным течением. В сухой сезон при низком уровне воды его обходят по суше.
Узкий проход № 1. Базальтовые скалы образуют узкий бурлящий канал с практически вертикальными стенками.
Узкий проход № 2. Похож на предыдущий, но более широкий и простой для прохождения.
Чимамба. Сложность прохождения зависит от сезона. При высокой воде образуется крутой обрыв, требующий усилий и внимательности.
Верхняя Моэмба. В этом месте река разделяется на три русла разной сложности. Инструкторы вместе с командой заранее определяют, по какому проходить маршрут.
Нижняя Моэмба. Это место было бы самым живописным, если бы водопад Виктория не забрал себе всю славу. Этот спуск не предназначен для коммерческого рафтинга, но полюбоваться точно стоит.

Температура реки комфортная и не опускается ниже +15-18 градусов. Это позволяет спокойнее проходить кризисные ситуации и без проблем спускаться с плота, когда это необходимо.

Инструкторы, которые сопровождают нас во время сплава, адаптируются под желания и возможности всех членов команды. Поэтому некоторые пороги будем проплывать стороной, другие — обходить по берегу.

Финиш
После окончания сплава нас ожидает еще один поход на 20-30 минут, чтобы выйти к точке отправки. Он будет таким же, как в начале: по сложной местности, но с красивыми видами.

После этого отправляемся к исходной точке, чтобы продолжить путешествие по африканскому континенту.

Действительно ли это безопасно?
В туре проходим коварную реку с командой инструкторов, аккредитованных Международной федерацией рафтинга, с лицензией на рафтинг класса V.

Каждый день инструкторы выходят на воду и повторяют особенности маршрута, запоминают изменившийся рельеф. Команда регулярно повышает квалификацию по оказанию первой помощи, инструкторы имеют соответствующие лицензии.
Плоты сопровождаются дополнительными инструкторами на каяках, которые приходят на помощь в сложных ситуациях. Например, помогают перевернуть плот и забраться внутрь.

Плоты для сплава по Замбези изготавливают по индивидуальному заказу. Поэтому они имеют вдвое большую плавучесть по сравнению с другими, которые используют на менее сложных сплавах. Это необходимо, чтобы проходить водовороты и места бурления воды, которые встречаются на маршруте.

Строительство плотины вблизи ущелья Батока
Недалеко от ущелья Батока планируют построить большую плотину, которая раз и навсегда может лишить реку привычного ритма.

Пока что общественники борются с задумками государства и реализация проекта откладывается. Но нет гарантий, что это все-таки однажды не произойдет.

Тогда коммерческому рафтингу на реке Замбези придет конец. Сейчас есть возможность испытать эти чувства, проверить себя на прочность, чтобы потом рассказывать и вспоминать о своих удивительных приключениях.